§ 27. Литература и искусство

История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)

[ Содержание ]

Вспомните

Какой статус имел белорусский язык в Речи Посполитой с конца XVII в.?

1. Литературная жизнь. В XVI11 в. в литературе белорусских земель господствовал польский язык. Под влиянием Просвещения появляются произведения классического и сентиментального характера. Обращение к народному наречию наблюдалось в так называемых «низких» драматургических жанрах. Например, в постановках Каэтана Марашевского и Михала Цецерского использовался белорусский язык. В Забельском коллегиуме на Витебщине они организовали школьный театр. В белорусско-польской «Комедии» К. Мара-шевский показал тяжелую жизнь крепостного крестьянина Демки. М. Це-церский в комедии «Доктор поневоле» создал интересные образы белорусских крестьян Хведора и Апанаса.

Начало периодической печати в Беларуси и Литве положил Ян Пашаковский (1684—1757). Он преподавал философию, грамматику и богословие в Ковне, Вильне, Несвиже, воспитывал сыновей магната Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки). Главным делом жизни Яна Пашаковского стало издание календарей. Только в Вильне на протяжении 1737—1749 гг. он опубликовал двадцать «Политических календариков». Один из них предназначался для женщин, что не было свойственно этому времени. В календарях критиковалась гелиоцентрическая система Н. Коперника, перечислялись астрономические явления, назывались важнейшие события из истории Великого Княжества Литовского и Польши. Во второй половине XVIII в. издание «Политических календариков» продолжил в Вильне Франтишек Папроцкий (1723—

1805). Он также издавал и редактировал еженедельник на польском языке «Курьер Литэвски», в котором помещал много материалов из Беларуси. В этом издании Папроцкий напечатал небольшую книгу К. Головко «Домашние сведения о Великом Княжестве Литовском». Она стала первой энциклопедией, поскольку давала информацию по географии, природе, истории белорусско-литовских земель.

Первым периодическим изданием на территории Беларуси считается польскоязычная «Газета Гродзеньска» («Газета Гродненская»). Ее первый номер вышел в мае 1776 г. На двух страницах помешалась информация о наиболее значительных событиях в Речи Посполитой и мире, освещалась

местная жизнь, печатались объявления. Король Станислав Август Понятов-ский ввел должность цензора, который заменял «ненадежные» для правительства статьи сообщениями из других изданий.

2. Архитектура и изобразительное искусство. Во второй половине XVI11 в. параллельно с поздним барокко развивался классицизм, с конца XVIII в. этот стиль стал определяющим в искусстве. Широкое развитие получило градостроительство. Для классицизма характерны симметричность строений, точность и строгость форм, гармония архитектуры и окружающего природного ландшафта.

Под влиянием французских образцов магнаты и шляхта начали создавать в своих имениях дворцово-парковые ансамбли. Для этого ими были приглашены знаменитые зодчие Я. Беккер, Дж. Сакко, К. Спампани. Строения этих архитекторов отличает сочетание элементов классицизма и традиций архитектуры барокко. В этом стиле построены Ружанский и Святский дворцы.

Черты классицизма постепенно проникали и в изобразительное искусство. В иконописи новым стало то, что иконы начали писать не только на дереве, но и на полотне. Кроме того, все более ощущалось влияние светской живописи Западной Европы и белорусского народного искусства.

В светской живописи по-прежнему доминировали портретный и исторический жанры. Центром подготовки художников стала Виленская художественная школа. Так называли кафедру рисунка и живописи, созданную в 1797 г. в Виленском университете. Известными ее преподавателями были

Франтишек Смуглевич и Ян Рустем. Смуглевич разработал первую программу обучения живописи. Она включала копирование образцов античного искусства, рисование с гипсовых фигур, рисование с живой модели (введено Я. Рустемом). Известны художественные полотна Смуглевича на историческую тематику: «Битва около Берестечка в 1651», «Битва при Хотине в 1673», «Присяга Т. Костюшко на Краковском рынке». Рустему принадлежит ряд портретов известных деятелей Беларуси, в том числе Т. Костюшко.

3. Музыка и крепостной театр. Во второй половине XVII—XVIII в. существовали крепостные капеллы, которые выступали на семейных и больших публичных праздниках, и крепостные оркестры в Несвиже, Слониме, Гродно, Ш клове, Могилеве, Ружанах, Деречине. Среди них выделялись оркестры смешанного состава, камерные струнные оркестры («домашняя музыка»), духовые («музыка шкловского корпуса»), роговые, ударных, народных инструментов («янычарская музыка», «литовская музыка»). Широкую известность получил крепостной оркестр в Несвиже. Местные магнаты пригласили туда первоклассных музыкантов: капельмейстера Дж. Альбертини, скрипача Дж. Константину виолончелиста Я. Фляйшмана. «Северными Афинами» называли имение Залесье Михала Кпеофаса Огинского — автора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной», активного участника восстания 1794 г. Наиболее популярным музыкальным произведением у шляхты являлась опера с сюжетом из жизни крестьян или самой шляхты. Так, инициатором создания оперы «Агатка» на стихи Матея Радзивилла и музыку Яна Давида Голанда был известный Пане Коханку.

С середины XVIII в. любительские актерские труппы в частных владениях магнатов превращаются в профессиональные крепостные театры. Расцвет крепостного театра был обусловлен влиянием Просвещения. Театр являлся сильным средством воспитания и улучшения нравов общества. Развитию

театрального искусства содействовали не только короли Речи Посполитой (Август II, Август III), но и магнаты. У последних общественно-политическая деятельность сочеталась с развлекательными формами быта. Во времена общего ухудшения жизни они стремились к вычурному украшению своего быта, что проявлялось в исполнении бессмысленных ритуалов, в интересе к моде в одежде — например, парики, обувь с красными каблуками. Все это соответствовало рококо — стилю, который театрализовал быт. Например, у Иеронима Радзивилла отстрел зверей на охоте происходил в специальном бутафорском лесу. А Пане Коханку превратил в театр костельное богослужение: на мессе в Несвиже пели евреи, одетые в турецкие костюмы. Около Не-свижа была построена «идеальная» деревня, которую он заселил обедневшей шляхтой. Ее жителей называли «альбанская банда». Сама жизнь обитателей этой деревни была театрализованной и бутафорской. Они ходили «вооруженные» турецкими мушкетами и восточными музыкальными инструментами. Таким образом, театр являлся частью быта.

Абсолютно уникальным явлением можно считать Несвижский театр Фран-тишки Уршули Радзивилл, жены магната Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки). Сначала дворцовые представления должны были «украшать» жизнь. Так, первая пьеса «Остроумная любовь» (1746) ставилась по случаю дня рождения Михала Казимира. Однако постепенно в театральную жизнь втянулись многие придворные Радзивиллов, шляхта, духовенство, богатые мещане.

Сюжеты произведений Франтишки Радзивилл не были оригинальными, но и не являлись прямым пересказом на польском языке западноевропейских произведений. Она наполняла свои пьесы местным колоритом, фольклором, фактами из жизни Несвижа.

При театре действовали балетная, музыкальная и театральная школы.

Европейскую славу приобрел Слонимский театр, созданный Михалом Казимиром Огинским, необычайно разносторонней и одаренной личностью. Он был и оперным композитором (автор опер «Енисейские поля», «Силы мира», «Положение сословий»), и музыкантом-виртуозом, и поэтом. Театр был основан в 1771 г. В нем работали профессиональные актеры из Польши, Германии, Италии, действовали хор, балет, музыкальная школа. 

Здесь устраивались грандиозные представления. Сцена театра была настолько огромной, что актеры могли заезжать на нее на лошадях. Когда возникала необходимость, то на сцене мог появиться бассейн, размещенный под полом. Тогда можно было наблюдать настоящие морские бои.

Кроме Несвижа и Слонима крепостные театры действовали в Гродно (Тизенгауза), Ружанах (Сапег), Свислочи (Тышкевича). Актеров для них готовили из мещанских и крепостных мальчиков и девочек. Об уровне их профессионального образования свидетельствует тот факт, что крепостные артисты Тизенгауза из Гродно были приняты в Варшавский королевский театр.

На сценах магнатских театров Беларуси ставились в основном французские и итальянские оперы, балеты. Драматические постановки устраивали, как правило, профессиональные передвижные труппы. В числе драматических представлений следует вспомнить постановку в гродненском театре комедии П. Бомарше «Севильский цирюльник».

Таким образом, культура белорусских земель во второй половине XVI11 в. достигла значительных успехов и развивалась в русле идей Просвещения.

Вопросы и задания

1. Почему белорусский язык использовался только в «низких» драматургических произведениях?2. Расскажите о начале издания календарей в ВКЛ.3. Где и когда выходила первая газета на территории Беларуси?4. Что такое классицизм? Приведите примеры архитектурных памятников, в которых сочетались черты позднего барокко и классицизма.5. Раскройте деятельность Виленской художественной школы.6. Определите особенности музыкального искусства.7. Проанализируйте развитие крепостного театра во второй половине XVIII в.8. Чем можно объяснить расцвет крепостного театра?9. Дайте определения понятиям: классицизм, рококо.