§ 21. Архитектура и искусство

История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)

[ Содержание ]

Вспомните

Какие черты были характерны для западноевропейской и византийской культур в начале Нового времени?

1. Архитектура. Ведущим архитектурным стилем в период Контрреформации являлось барокко. В своем развитии оно прошло три этапа: раннее, высокое (зрелое), позднее. На вторую половину XVII — начало XVIII в. приходится зрелое барокко. Католические храмы строили с двумя башнями. Увеличилось количество ярусов башен. Фасады приобрели большую пластику.

Примером является Андреевский костел в Сло-ниме.

В 1730-е гг. в церковном зодчестве сформировался своеобразный архитектурный стиль — виленское барокко. Его разработал архитектор Ян Глиубитц.

Историческая личность

ЯН (ИОГАНН) КРИШТОФ ГЛАУБИТЦ (1700-1767) работал в Вильне, где восстановил местные храмы после пожара 1737 г. Он построил в столице ВКЛ костелы святых Яна, Казимира, Екатерины, Рафала, визиток, а также в Беларуси костел Иоанна Крестителя в Столовичах Новогрудского повета, церковь Могилевского Спасского монастыря и др.

Виленскому барокко были свойственны изысканность пропорций, легкость и ажурность строений, пышный декор фасада, разнообразие отделки интерьеров. Все это можно увидеть на примере Полоцкого Софийского собора. В 1738—

1750 гг. храм был перестроен Глаубитцем после разрушений, вызванных взрывом пороха.

Продолжали строиться дворцово-замковые комплексы. Среди них выделялись замок в Голь-шанах (Ошмянский район Гродненской области),

Гродненский Новый замок, Несвижский дворец Радзивиллов (Минская область).

Гольшанский каменный замок был возведен в первой половине XVII в. и по своей композиции напоминал Мирский замок: прямоугольное здание с замкнутым двором. Однако в Гольшанах уже отсутствовали могучие оборонительные стены. Они уступили место фасаду жилого дома. Башни замка еще не утратили своего оборонительного значения, однако основа защиты переместилась на земляные валы и рвы, заполненные водой. По внешнему виду Гольшанский замок напоминал голландские здания того времени.

В 1726 г. сейм принял решение о строительстве Гродненского Нового замка — королевской резиденции и места заседания сеймов Речи Посполитой. Королевский дворец был построен к 1744 г. в стиле позднего барокко.

В стиле барокко после 1726 г. был перестроен Несвижский дворец Радзивиллов. Руководил работами архитектор К. Жданович. После него в строительстве дворца принимали участие итальянские мастера. Замок включал дворец и вспомогательные корпуса с обеих сторон въездных ворот.

На время войн середины XVII в. приходится подъем городского оборонительного строительства. Наиболее прочные укрепления в то время имел Витебск. Верхний, Нижний и Взгорский замки защищали город от врагов.

Торговые площади городов украшали ратуши. Своей оригинальностью привлекает здание городского магистрата в Могилеве, возведенное в конце

XVII в. Около ратуш и при них возникали торговые ряды, гостиные дворы для купцов, корчмы, шинки, аустерии.

Историческая справка

Корчма — это комплекс строений, где останавливались, столовались и ночевали путешественники. Большие корчмы назывались аустериями. В шинках торговали водкой, вином и пивом.

2. Изобразительное искусство. Принципы барокко постепенно проникали в изобразительное искусство. Этот стиль ярко проявился во фресковой росписи костелов, деревянной скульптуре амвонов и фасадов католических храмов. Истинный расцвет во второй половине XVII в. переживала монументальная живопись, представленная в интерьерах костелов. В Княжество был приглашен итальянец М. Поллони, который расписывал католические храмы в Литве. Широкое распространение получили панорамные росписи в форме перспективы. Примером могут быть фрески костела Франциска Ксаверия в Гродно.

Их, возможно, выполнил художник И. Доретти в середине XVIII в. Он написал 14 композиций из жизни этого известного католического миссионера. Придворными художниками князей Радзи-виллов были Ф. К. и Ю. К. Гесские (отец и сын), которые выполнили роспись Несвижского костела Божьего Тела, украшали интерьеры дворцов, замков и храмов в радзивилловских владениях.

Частные художественные галереи магнатов впечатляли богатым подбором фамильных портретов. Их писали как иностранные художники, таки местные. В ВКЛ работали художники П. Дан-керс де Рей из Голландии, Д. Шульц из Гданьска,

Б. Стробель из Вроцлава и др.

Особую популярность приобрел портрет сарматского типа. Сарматизм стал особенностью шляхетской культуры Речи Посполитой. В его ос-

нову был положен миф о происхождении польской шляхты от древних сарматских племен. «Шляхтич-сармат» — это патриот своей Родины, защитник свободы, образец гостеприимства, искренности, достоинства, защитник католической веры.

Историческая справка

Сарматский портрет пришел из Польши. Писали магнатов, государственных деятелей в полный рост с атрибутами власти и в парадной одежде. Создателями сарматского портрета были преимущественно анонимные художники (например, портреты представителей рода Веселовских, Завишей и др.).

В жанре сарматского портрета плодотворно работал в Вильне, Гродно и Несвиже немецкий мастер Иоганн Шретер. Он в 1646 г. написал портреты жен магната Януша Радзивилла — Катажины и Марии. Портрет самого Яну-ша Радзивилла выполнил художник Д. Шульц.

На рубеже XVI—XVII вв. формировалась белорусская иконописная школа. В иконописи появилось стремление к передаче пространства, естественных пропорций, отдельные персонажи стали изображаться в светской одежде. Для икон «Святая Параскева» из-под Мостов, «Умиление», «Покров», «Успение» с Брестчины был характерен оптимизм, светлое настроение, вера в высшую справедливость.

Шедевром считается икона Петра Евсеевича из Голынца «Рождество Марии», созданная в 1649 г. Это единственная икона, автор которой известен, потому что оставил на ней свою фамилию. До наших дней дошли иконы «Троица ветхозаветная» (Брестчина), «Сошествие в ад» из Чечерска.

3. Музыка и театр. Музыкальное искусство было представлено церковной и костельной музыкой. Музыкальное сопровождение также использовали воспитанники коллегиумов дчя постановки драматических произведений в школьных театрах.

В православных церквах традиционно пользовались специальными рукописными сборниками песнопений. Они предназначались дчя одноголосного пения и знаменного распева.

Историческая справка

Знаменный распев сложился в XI—XII вв. Его название происходит от старославянского слова «знамя», что означало знак напева в форме черточек, точек, запятых, арабских букв.

Первые попытки печатания пятилинейных европейских нот на территории Беларуси относятся ко второй половине XVI в. В белорусских литургических книгах они впервые были использованы в сборнике «Супрасльский ирмолой», созданном Богданом Анисимовичем из Пинска.

В это же время в Беларуси распространяется и многоголосное пение (по партиям). Большими мастерами исполнения подобного распева на византийские церковные тексты были братские православные хоры. Знаменитым памятником белорусской музыки XVII в. стала «Полоцкая тетрадь», записанная круглыми «итальянскими нотами», которые легли в основу современной нотной грамоты.

В костелах получила распространение органная музыка, для которой требовались высокий уровень ремесленной техники и соответствующая акустика. Обычные органы и малые органные инструменты звучали в залах королевского дворца в Гродно. В 1611—1615 гг. на средства шляхтича Андрея Скорульского был построен большой орган для Несвижского костела Божьего Тела.

При дворах магнатов действовали крепостные оркестры и капеллы. Оркестровая музыка сопровождала спектакли, балы, охоты, военные парады и религиозные службы. Руководили оркестрами знаменитые европейские музыканты. Придворных оркестрантов и певцов готовили в частных школах. Такие учебные заведения были в Слуцке, Не-свиже, Гродно, Поставах, Слониме.

При иезуитских коллегиумах и академиях, братских школах в Вильне, Минске, Могилеве,

Гродно, Витебске, Несвиже, Полоцке и других городах действовали школьные театры. Иезуиты использовали театральные постановки не только для совершенствования знания языков, но и для борьбы с Реформацией. Пьесы драматического характера по своей структуре соответствовали западноевропейскому театру. Театр имел образовательную, воспитательную и пропагандистскую функции. Сюжеты заимствовали из Библии, античной мифологии, истории стран, бытовой жизни. Роли исполняли сами учащиеся, а актерское мастерство им преподавал учитель риторики.

В городах того времени отсутствовали развитые традиции театрального искусства. Зрители не воспринимали события на сцене как отражение реальности. Поэтому, чтобы «приблизить» театр к зрителю, установить связь между сценой и залом, вместо антрактов ставили интермедии (небольшие комические сценки) из повседневной жизни.

Театральное искусство с XVI в. было представлено батлейкой (кукольным народным театром). Слово «батлейка» происходит от польского названия города Вифлеема — места рождения Иисуса Христа. Кукольный театр представлял собой ящик в виде домика или церкви, разделенный на ярусы-сцены. Куклы делались из дерева, цветной бумаги, ткани. Специалисты насчитали в батлеечных постановках до 40 персонажей. Репертуар кукольного театра был как религиозным, так и светским: «Царь Ирод», «Вольский — купец польский», «Цыган и цыганка» и др.

Таким образом, культура белорусских земель в XVII — первой половине

XVIII в. в условиях распространения Контрреформации развивалась на основе сочетания западноевропейской (католической) и византийской (православной) культур.

Вопросы и задания

1. Раскройте эволюцию барочной архитектуры на белорусских землях.2. В чем заключается своеобразие виленского барокко?3. Приведите примеры оборонительного зодчества XVII — первой половины XVIII в.4. Как проявилось барокко в изобразительном искусстве белорусских земель?5. Что такое сарматский портрет?6. Почему в XVII — первой половине XVIII в. наибольшее распространение получил портретный жанр?7. Определите специфические черты белорусской иконописной школы.8. Расскажите о развитии музыкального искусства на территории Беларуси.9. Охарактеризуйте развитие театрального искусства в XVII — первой половине XVIII в.10. Дайте определения понятиям: виленское барокко, знаменный распев, школьный театр, интермедии, батлейка.