§ 19. Образование и наука

История Беларуси, 8 класс (Белозорович, Крень, Ганущенко, 2010)

[ Содержание ]

Вспомните

Почему иезуитская система образования считалась универсальной?

1. Образование. Под влиянием Контрреформации образование и воспитание молодежи строго контролировались католической церковью. Ее школы во второй половине XVII — первой половине XVIII в. подразделялись на иезуитские и пиарские коллегиумы. Также действовали арианские и братские (православные) школы. В школах учились только мальчики. Девочки получали домашнее образование. Постигали науку в школах преимущественно шляхетские дети. Причем шляхта считала просвещение вредным для народных низов.

Ведущее место в обучении принадлежало ордену иезуитов. На территории Беларуси иезуитские школы были организованы в Бресте, Витебске, Гродно, Жодишках, Минске, Новогрудке, Новой Мыши, Несвиже, Орше, Пинске, Полоцке, Слуцке. Принимали туда не только католиков, но и представителей других вероисповеданий (протестантов, православных). Это соответствовало задаче ордена иезуитов — расширять влияние католичества.

Учебный процесс состоял из пяти классов. Учащиеся изучали латинский язык, считавшийся языком науки, древнегреческий язык и литературу, риторику, поэтику, геометрию, астрономию, философию, музыку Большое значение придавалось умению вести диспуты, организовывались театральные постановки. Образование в коллегиумах соответствовало западноевропейскому образцу.

Историческая справка

Основным стимулом в обучении иезуиты считали соревнование. Каждый ученик имел своего соперника, и большой честью считалось превзойти в знаниях ровесников. Победители получали награды, например почетные места в классной комнате. А вот отстающие в учебе носили специальный знак «ослиные уши». Учителя пользовались авторитетом из-за обширных знаний и эрудиции, педагогического таланта и строгости. Физические наказания использовались редко, и выполнял их не учитель, а специальный человек - корректор.

С 1720-х гг. на территории Беларуси получили распространение пиарские школы. Их также называли коллегиумами. Они появились в Щучине, Воронове, Геранёнах, Зельве, Витебске, Лиде и других местечках и городах. Пиары («отцы набожных школ») принадлежали к католическому монашескому ордену, основанному в 1597 г. испанским священником Иосифом Каласанцем. В отличие от иезуитов пиары свою главную задачу видели в обучении и воспитании молодежи, а не в миссионерской и политической деятельности.

В пиарских коллегиумах изучали те же предметы, что и в иезуитских. Но дисциплина была менее строгой. Потому эти ттткольт пользовались большей популярностью у юношей. Причем ученики — дети обедневших родителей — содержались за счет ордена. За это они должны были работать на школьном хозяйстве.

Во второй половине XVI — начале XVII в. в Ивье, Клецке, Любче, Лоске, Несвиже, Новогрудке действовали арианские школы. Процесс обучения включал от 3 до 5 классов. Ученики кроме богословия изучали произведения древних мыслителей, греческий, латинский, польский и старобелорусский языки, риторику, этику, логику, музыку, медицину. У детей воспитывали уважение к человеку и его уму, их учили самостоятельно мыслить. Самой известной считалась школа в Ивье (Гродненская область), основанная магнатом Яном Кишкой. Ректор школ ы Ян Намысловский разработал специальную программу обучения для детей и написал несколько учебников. Среди них первое в Беларуси пособие по иностранным языкам, составленное в 1589 г. на латинском, польском и немецком языках.

Историческая личность

ЯН ЛИЦИНИЙ НАМЫСЛОВСКИЙ (начало 1560-х гг. - между 1633-1636) происходил из Силезии. Окончил Краковский университет. Проповедовал арианство в Новогрудке. Известен как одаренный писатель и оратор.

Также в Витебске, Глубоком, Заславле, Ивенце, Минске, Орше, Свисло-чи, Могилеве и других городах и местечках были открыты кальвинистские школы. Срок обучения в них составлял от 6 до 10 лет. Лучшие воспитанники получали возможность продолжить учебу в университетах Англии и Германии. Основное внимание в этих школах уделялось богословию, физическому

воспитанию. Также изучались древнегреческий, латинский, старобелорусский, польский языки, риторика, история, математика, античная поэзия. Самой известной стала кальвинистская гимназия в Слуцке, основанная в 1617 г. князем Янушем Радзивиллом. Она просуществовала вплоть до 1918 г.

С 1580-х гг. создавались школы и при православных братствах. К числу первых относятся школы в Вильне, Могилеве, Бресте. После начального образования в них изучали «тривиум»: грамматику, риторику, диалектику, затем — «квадривиум»: арифметику, геометрию, астрономию, музыку. Особое внимание уделялось изучению церковнославянского языка, в котором видели средство противостояния католичеству. Учеников набирали в основном из непривилегированных сословий: мешан и крестьян. Плата за обучение составляла 12 грошей.

2. Виленский университет. Привилеем короля Речи Посполитой Стефана Батория иезуитский коллегиум в Вильне был преобразован в высшее учебное заведение — академию (университет). Это решение в 1579 г. утвердил римский папа. Первым ректором академии стал известный иезуит Петр Скарга. Сначала обучение велось на философском и богословском факультетах, позже — на правовом и медицинском. Количество студентов уже в скором времени достигло более тысячи человек.

Среди первых преподавателей академии был философ Мартин Смиглец-кий (1563—1618). На основании лекций, прочитанных воспитанникам академии, он в 1618 г. издал книгу «Логика». Этот трактат считался самым популярным учебником в Западной Европе вплоть до середины XIX в.

Одним из первых начал знакомить студентов с гелиоцентрической системой Коперника профессор математики Освальд Крюгер (1598—1655).

Широкую известность приобрели его работы по математике, астрономии, военной инженерии, оптике и метрологии. Крюгер был архитектором восстановления Несвижского замка после пожара. Позже король Речи Посполитой назначил его инженером, ответственным за сооружение военных машин в Гродно.

Славу академии принес историк Войцех Кояло-вич (1609—1677). Ему принадлежит первый систематизированный курс истории Великого Княжества Литовского. В 1650—1669 гг. он опубликовал на латинском языке двухтомную «Историю Литвы». Изданная за границей, книга познакомила жителей Западной Европы с историей Княжества.

Академию поддерживали короли Речи Посполитой, католическое духовенство, магнаты, шляхта. Известно, что оснащение для академической типографии перевез из Бреста в Вильну Николай Криштоф Радзивилл (Сиротка). Сын Льва Сапеги — Казимир Сапега — передал академии ценную библиотеку. Он же финансировал открытие правового факультета в 1641 г. На средства Казимира Сапеги содержали четырех профессоров-юристов. С момента основания в академии действовал театр, публичная аптека, а в середине XVIII в. была открыта астрономическая обсерватория. Средства на ее организацию выделила шляхтянкас Мстиславщины Елизавета Пузына.

3. Наука. В середине XVII — начале XVIII в. по причине войн и разгрома реформационного движения сложились неблагоприятные условия для научной деятельности. Мыслители того времени доказывали правдивость христианской веры. Они утверждали, что мир, созданный Богом, управляется им с помощью ангелов, что вера в Бога доступна человеческому разуму и подкрепляется логическими доказательствами.

Математика и медицина не получили значительного развития. Тем не менее многие научные открытия постепенно пробивали себе дорогу, в частности в школах. Интересный обзор по истории астрономии и календарных систем опубликовал униатский писатель Ян Дубович (?— 1646) в книге «Календарь правдивый церкви Христовой» (1644). Он защищал введение григорианского календаря, высоко оценивал учение Коперника, но отрицал его гелиоцентрическую теорию.

Выдающимся научным произведением стала монументальная работа Казимира Семеновича (около 1600 — после 1651) «Великое искусство артиллерии», изданная в 1650 г. В этой книге он описал множество конструкций пушек и ракет, в том числе многоступенчатой ракеты. Трактат был переведен на французский, немецкий, английский, голландский и другие языки, что свидетельствовало о его популярности в Европе.

Лучшую в Европе карту ВКЛ, напечатанную в Амстердаме в 1613 г. (первое издание около 1603 г. не сохранилось), подготовил Томаш Маковский (1562 или 1575—1630). Он был на службе у Николая Криштофа Радзивилла (Сиротки), жил в Несвиже. Дело Маковского продолжил картограф и математик Юзеф Нароньский. В середине XVII в. он также работал у Радзи-виллов и написал большую книгу с чертежами «Геометрия, или Трактование и мастерство всякого измерения».

Передовым представителем своего времени являлся уроженец Беларуси Илья Копиевич (1651 — 1714), который жил в Амстердаме, Гданьске и Москве. Он был сторонником российского царя Петра I и пропагандистом светских знаний. Копиевич написал свыше 20 книг и учебников. Среди них работы по истории, арифметике, грамматике, астрономии, навигации.

Из наказа гродненской шляхты послам на Варшавский сейм (1733 г.)

Ходатайствовать об издании твердого закона, чтобы никого из крестьянских детей не принимали в школы для обучения грамоте. Согласно старой поговорке, крестьянский род хорош, когда он в печали, но плох, когда он в радости или когда образован школьными науками.

Определите позицию шляхты относительно просвещения народных низов.

Вопросы и задания

1. Какие учебные заведения действовали на территории Беларуси во второй половине XVI — первой половине XVIII в.?2. Сравните школы орденов иезуитов и пиаров.3. Докажите, что образование находилось под контролем церкви.4. Раскройте роль Виленской академии в развитии культуры белорусских земель.5. Назовите известных преподавателей академии.6. Как развивалась наука на белорусских землях во второй половине XVI — первой половине XVIII в.?7. Дайте историческую оценку изобретениям К. Семеновича.8. Дайте определения понятиям: пиары, «тривиум», «квадривиум».9. В форме таблицы «Образование на белорусских землях во второй половине XVI — первой половине XVIII в. » сравните основные типы школ.

Тип школ

Местонахождение

Особенности обучения