§ 26. Ренессансная культура в ВКЛ в первой половине ХVІ в.

История Беларуси, 7 класс (Штыхов, Бохан, Краснова, 2009)

[ Содержание ]

Вспомните:

1. Какой период в истории Европы называют Возрождением? Почему?

2. Где и когда началась Реформация? 3. Какие новые конфессии появились в Европе в результате Реформации?

Ренессанс и его проявления в культуре и повседневной жизни.

Ренессанс, что по-французски означает Возрождение, составляет в культурной и духовной жизни Европы целую эпоху. Он начался в Италии в XIV в., а затем его веяния распространились по всей Европе. В начале XVI в. они достигли белорусских земель. Ренессанс затронул не только культуру. Он проявился также в повышении интереса к человеку, его внешней и внутренней красоте (гуманизм), в поиске путей совершенствования общества, религиозно-духовного обновления, в повышенном внимании к природе и истории. С Ренессансом связывается и возрастание национального самосознания. На смену аскетизму приходит стремление к светским развлечениям и в то же время внутреннему самосовершенствованию.

Новые веяния в культуре ВКЛ распространились вначале при дворе великих князей, затем магнатов, а оттуда — среди шляхты и богатых мещан, перенимавших привычки знати. Уже двор великого князя Александра был в этом смысле блестящим, однако особенно усилилось дыхание Ренессанса во времена Сигизмунда I Старого и его сына Сигизмунда II Августа. Сюда стекались заграничные музыканты, художники, архитекторы, в том числе выходцы из Италии. Этому в некоторой мере благоприятствовало и итальянское происхождение жены Жигимонта I Старого Боны Сфорца. При великокняжеском и магнатских дворах организовывались пиры с танцами и пением, маскарады, рыцарские турниры. Даже такое привычное занятие, как охота, стало обставляться с пышной театральностью: во время охоты на зубра иногда возводились специальные трибуны, с которых зрители наблюдали за расправой над зверем. Скромность в питании сменилась употреблением все более утонченных и изысканных блюд. Излишняя помпезность и богатство проявлялись и в костюмах магнатов, соперничавших между собой, перенимая модные веяния то с Запада, то с Востока.

Чтобы получить признание, человек эпохи Возрождения стремился к славе, своей личной, своего рода и своей Отчизны. Отсюда проистекал повышенный интерес к прошлому своего рода, народа и даже сословия. Шляхта выводила свое происхождение то от древних римлян, то от сарматов, когда-то будто бы населявших эти земли. Согласно новым представлениям, человек не только должен был достигнуть прижизненной славы, но и передать ее потомкам. Чтобы оставить о себе хорошую память, богатые люди стали заниматься меценатством, возводить за свой счет новые храмы, выделять деньги на развитие искусства.

В первой половине XVI в. распространяется традиция написания роскошных портретов крупных феодалов, показывавших их в величественных позах, в богатых костюмах или рыцарских доспехах. Со временем стали создаваться целые портретные галереи магнатских родов. Появляется и такой новый вид изобразительного искусства, как гравюра.

Элементы Ренессанса стали проявляться также в скульптуре и архитектуре. При застройке городов Несвижа, Старого Быхова, Слуцка прослеживается стремление архитекторов к созданию «идеального» города. На смену суровым замкам приходят дворцово-замковые комплексы, соединяющие черты готики и Ренессанса. В культовом зодчестве ренессансные черты более всего проявились при строительстве протестантских храмов. Воздействие Ренессанса стало ощущаться даже в иконописи. На иконах белорусских иконописцев начинают отражаться детали повседневной жизни, каноничность образов сменяется показом человеческих чувств.

Литература. Благодаря Ренессансу культурная жизнь в ВКЛ, в том числе и на белорусских землях, перестала быть изолированной от культуры других европейских народов. Об этом свидетельствует большое количество литературных произведений, переведенных на старобелорусский язык. Населению ВКЛ стал известен такой распространенный в Западной Европе литературный жанр, как рыцарский роман («Повесть о Бове», «Повесть о Тристане» и т. д.).

Развивалась и собственная литература. Важное место в литературе ВКЛ первой половины XVI в. занимают ренессансные стихотворные произведения, написанные на латинском языке. Основоположником этого жанра стал Микола Гусовский. В 1523 г. вышла его поэма «Песнь о зубре». Автор воспевает белорусскую природу, славное прошлое ВКЛ времен Витовта, считает его образцом для современников. 

Одновременно он осуждает войны между христианскими народами, призывает их объединиться перед турецкой угрозой.

Дальнейшее развитие получило белорусско-литовское летописание. Лучшими его произведениями стали созданные в первой половине XVI в. «Хроника Великого княжества Литовского и Жемайтского» и «Хроника Быховца». Им был присущ в целом средневековый характер, но с очевидными ренессансными чертами (мифологизация и популяризация прошлого, патриотические настроения, публицистическая направленность).

Ренессансными чертами были проникнуты и другие произведения первой половины XVI в. Они выразительно проявились в предисловиях и комментариях к переводам Библии Франциска Скорины, стремившегося использовать книги Святого писания в поучительных целях. Гуманистические нотки звучат также в труде Михалона Литвина «О нравах татар, литвинов и московитов». Автор не только приводит интересные и подробные сведения об этих народах, но и критикует отрицательные стороны общества ВКЛ того времени, призывает к повышению его моральности.

Новый жанр ренессансной литературы возник на почве религиозной полемики, развернувшейся в середине XVI в. в связи с распространением в ВКЛ Реформации. Это привело к появлению произведений, в которых авторы не только осуждали католическую церковь, но и выступали в защиту свободы человека, против феодального гнета. Наиболее яркими протестантскими авторами стали Сымон Будный и Василий Тяпинский.

Развитие книгопечатания. Важное значение для развития литературы и просвещения на белорусских землях в первой половине

XVI в. имело распространение книгопечатания. Благодаря книгопечатанию с произведениями литературы могли теперь познакомиться значительно больше читателей. Основоположником книгопечатания на белорусских и других восточнославянских землях стал Франциск Скорина. В 1517 г. он издал в Праге первую книгу «Псалтырь» с элементами разговорного старобелорусского языка, понятного народу. Около 1520 г. Скорина переехал в Вильно, где продолжил свою издательскую деятельность.

С распространением на белорусских землях книгопечатания стали возникать и типографии.

Первая типография на территории Беларуси была основана в 1553 г. в Бресте. Самые ранние печатные книги в ВКЛ были изданы на старобелорусском языке. Первая литовская книга была издана только в 1547 г. за пределами государства, в Пруссии.

Быстрое развитие книгопечатания в ВКЛ уже во второй половине XVI в. было связано с Реформацией. Важной задачей протестантов было распространение своих идей и ознакомление широкого круга людей с текстом Библии. В пропаганде своих идей были заинтересованы и представители других конфессий. В XVI в. в ВКЛ действовала целая сеть типографий, выпустивших более 320 изданий на белорусском, церковнославянском, польском, латинском и других языках.

Вопросы и задания

1. Когда идеи Ренессанса начали распространяться на белорусских землях? Какие изменения произошли в повседневной жизни населения ВКЛ под влиянием Ренессанса? 2. Какие новые жанры изобразительного искусства появились в первой половине XVI в.? 3. Какие литературные направления и жанры получили развитие в первой половине XVI в.? Назовите известные произведения литературы этого времени и их авторов. 4. Как вы считаете, почему в первой половине XVI в. возросло количество произведений светской литературы? 5. Кто является основоположником книгопечатания на белорусских и других восточнославянских землях? 6. Какие причины содействовали развитию книгопечатания?

Это интересно. Новым явлением в культурной жизни населения Беларуси в середине XVI в. стало меценатство. Некоторые образованные белорусско-литовские магнаты опекали талантливых молодых людей, содействовали их образованию в лучших университетах Европы, приглашали к себе известных писателей, художников, ученых, собирали книги, музейные ценности, памятники искусства, открывали школы-театры, типографии. Их дворы, например двор князей Радзивиллов в Несвиже, становились своеобразными культурными центрами. Большую роль в развитии меценатства в различных сферах культуры и особенно в организации книгопечатания в ВКЛ сыграла деятельность Николая Радзивилла Черного (1515—1565 гг.) — выдающегося государственного, политического и культурного деятеля ВКЛ.