Программа по внеурочной деятельности по теме 'Юный художник' (1 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Целью данной программы является: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.Задачи:·         Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;·         Приобщение к эстетической культуре;·  
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка

Данная Программа внеурочной деятельности относится к художественной направленности.

Актуальность. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Время наше сложное - это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство - этот незамутненный источник прекрасного оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия - нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа - подчинены единственной цели: всесторонне развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

Новизна Программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании школьников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством - подержать в руках изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы с гжельской росписью и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Была разработана Программа по приобщению детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству.

Тема работы с детьми, является актуальной и целесообразной в данное время. На занятиях кружка дети осваивают не только тайны мастерства ремесла, но и находят новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Отличительная особенность данной Программы состоит в том, что дети знакомятся шире и глубже с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения школьников к декоративно-прикладному искусству. Оптимальной формой построения процесса эстетического воспитания детей средствами этого искусства выступают занятия, которые предполагают инновационную направленность.

Темы занятий Программы дают более целостное представление школьникам образного видения славянами устройства мира, основ зарождения орнамента и символики. Его значения выражавшегося в том, что люди всегда старались участвовать в битве света и тьмы, добра и зла.

В русском декоративно-прикладном искусстве есть традиционность, инновационность, креативность, целеустремленность в перспективу развития не исключают, а предполагают друг друга. Таким образом, символика русского декоративно-прикладного искусства несёт в себе неиссякаемые возможности развития у школьников художественного творчества.

Программа знакомства ребёнка с русским декоративно-прикладным искусством опирается на принципы построения общей дидактики:

связи с жизнью, систематичности, реалистичности, активности, контролируемости, последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения программного материала от простого к сложному, наглядности.

Целью данной программы является: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;

  • Приобщение к эстетической культуре;

  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;

  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

  • Развивать мелкую моторику рук детей;

  • Обогащать словарный запас детей.

Направления:

  1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.

  2. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.

  3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством:

  • Беседы;

  • Занятия на основе метода интеграции;

  • Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;

  • Выставки в мини-галерее изделий русского декоративно-прикладного искусства;

  • Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в школе и в деревне;

  • Просмотр видеофильмов;

  • Экскурсии;

  • Дидактические игры;

  • Использование силуэтного моделирования;

  • Экспериментирование с различными художественными материалами;

  • Соревнования, развлечения, фольклорные праздники, посиделки.

  • Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов;

  • Сочинение сказок, рассказов, историй о своих работах;

  • Использование физминуток;

  • Создание книг по декоративно-прикладному искусству.

В работе используются различные методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия); метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение); жест руки (ребенок показывает элементы узора дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Формы занятий: групповые, индивидуальные, фронтальные, подгрупповые, интегрированные.

Типы занятий:

  • На тему предложенную учителем (освоение нового материала, повторение пройденного);

  • На тему выбранную ребёнком (по его замыслу).

Возраст детей: 7-8 лет

Проводится занятие один раз в неделю.

В год проводится 33 занятия.

Продолжительность 35 минут.

Срок реализации: 1 год.

Форма подведения итогов - выставки детского творчества в школе, в Доме культуры; создание декоративных книг; участие в викторинах, досугах, праздниках,

Ожидаемые результаты 1 класса.


1. Иметь представление о народных промыслах, узнавать их (городецкая, хохломская, жостовская, гжельская росписи, дымковская, филимоновская, каргопольская глиняная игрушки, деревянная богородская и семёновская матрёшка, вологодские кружева, Повлово - Посадские шали, изделия из бересты).

2. Выделять элементы узора и составлять из них композицию.

3. Самостоятельно определять последовательность выполнения росписи.

4. Подбирать и передавать колорит нужной росписи.

5. Пользоваться несколькими способами лепки (пластический, комбинированный, конструктивный).

6. Передавать выразительные особенности в лепке.

7. Самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.


Количественный анализ:

  • Посещаемость;

  • Статистические данные;

  • Фиксация занятий в рабочем журнале;

  • Отслеживание результата (наблюдение, диагностика);

  • Практические материалы.


Качественный анализ:

  • Формирование новых навыков и умений;

  • Анализ успешности деятельности и достижение целей;

  • Анализ диагностического материала;

  • Сравнительный анализ исходного и актуального состояния проблемы.

Учебно-тематический план внеурочной деятельности

1 класс


№ п/п

Тема, раздел

Количество занятий

Примечание

всего

теория

практика


I. Вводное занятие





1

Ознакомление с работой кружка

1

1

0


2

Народное искусство

1

1




II. Дымковская игрушка





3

Барышни-франтихи

1

0,5

0,5


4

Весёлая ярмарка

1

0,5

0,5



III.Филимоновская игрушка





5

Филимоновские олени и коровки

1

0,5

0,5


6

Филимоновский табунок

1

0,5

0,5



IV. Каргопольская игрушка





7

Волшебная Птица-Сирин

1

0,5

0,5


8

Сказочная птица

1

0,5

0,5



V. Хохлома





9

Украсим теремок для зверей

2

1

1



VI. Городецкая роспись





10

Городецкие узоры

2

1

1



VII. Гжель





11

Гжельские фигурки

1

0,5

0,5


12

Роспись фигурок

1

0,5

0,5



VIII. Русская матрешка





13

Все они матрёшеньки,

Все они милашеньки...

1

0,5

0,5


14

Очень любим, мы, матрёшки, разноцветные одёжки

1

0,5

0,5



IX. Богородская игрушка





15

Богородские игрушки в подарок малышам

2

1

1



XI. Жостово





16

Жостовские цветы

2

1

1



XII.Марийские орнаменты





17

Украшение марийским орнаментом одежды

4

2

2



XIII. Вологодские кружева





18

Что за дивные узоры

2

1

1



XIV. Павлово-Посадские шали и платки





19

Шаль для красавицы Весны…

2

1

1


20

Украшения из бересты

2

1

1


21

По замыслу. Итоговый урок

3

1

2



Всего занятий

33

17

16







Календарно-тематическое планирование


Дата

Тема

Содержание





Методы

контроля

теория

практика

1.


Ознакомление с работой кружка

Содержание работы и задачи. Внутренний распорядок, общие правила безопасности труда. Художественные материалы. Виды изобразительного искусства.


Беседа

2.


Народное искусство

Народное декоративно-прикладное искусство.

Основные средства выразительности изделий различных промыслов. Взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства.


Беседа

3.



«Барышни-франтихи»

Ознакомление с дымковской игрушкой.


шахматное расположение элементов в узоре, сочетание в узоре крупных элементов с мелкими, нанесение мелких элементов поверх крупных; подбирание цвета для росписи игрушки, ц головного убора и жакета, юбки; выполнение полуобъёмной игрушки из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус).

Беседа, практическая работа

4.


Рисование + аппликация. «Весёлая ярмарка» (коллективная работа).

дымковские сюжетные изделия, их содержание и художественные особенности;

Составление сюжетных композиций, в подборе для них соответствующих дымковских игрушек, ранее расписанных детьми; продолжать формирование навыков коллективной работы (умения договариваться, распределять работу, оказывать друг другу помощь).

Беседа, практическая работа

5


Лепка. «Филимоновские олени и коровки»

творчество народных мастеров,

Лепка фигурки из целого куска глины, вытягивание и прощипывание мелких деталей

Беседа, практическая работа

6


Рисование. «Филимоновский табунок».

Филимоновская роспись.

Последовательность росписи филимоновской игрушки.

Составление узора из знакомых элементов на побеленных игрушках.

Беседа, практическая работа

7


Лепка. «Волшебная Птица-Сирин».


Способы лепки.

Лепка из целого куска

Беседа, практическая работа

8


Рисование. «Сказочная птица».

Элементы росписи и цветовая гамма.

Составление узора из штрихов, овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д.

Беседа, практическая работа

9-10


Рисование.

«Украсим теремок для зверей».

Хохломская роспись

Составление узора на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой трилистик, ягоды смородины); технические умения: набир краски на кисть, пользоваться «тычком».

Беседа, практическая работа

11-12


Декоративное рисование. «Городецкие узоры - сколько радости для глаз» (Городецкий узор на кухонной доске).

Городецкие узоры


Рисование прямых и закругленных цветочных гирлянд из самостоятельно подобранных элементов с соблюдением характерных цветосочетаний Городецкой росписи; Знакомство детей с украшением листьев

чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками.

Беседа, практическая работа

13.


Лепка.

«Гжельские фигурки».

Гжельская роспись


лепка из глины разными способами (пластический, комбинированный, конструктивный), используя мотивы Гжели.

Беседа, практическая работа

14.


Рисование. «Роспись фигурок».

Гжельские промыслы; росписи.

Задумывание и составление композицию из знакомых элементов гжельской росписи;

рисование ворсом, всей кистью и концом, набор краски на кисть.

Беседа, практическая работа

15.


Лепка. «Все они матрёшеньки,

все они милашеньки...»

Сведения о русской матрёшке

Лепка из целого куска глины, лепка матрёшек разных по величине;

Беседа, практическая работа

16.


Рисование. «Очень любим, мы, матрёшки, разноцветные одёжки».

матрёшки из разных областей России (Семеновская, Загорская, Полхово-Майданская); приемы работы мягкой кистью

знакомство с приемами верховой росписи (лессировки); составление узоров той или иной росписи.

Беседа, практическая работа

17-18


Рисование. «Богородские игрушки в подарок малышам».

Сведения о богородской резной игрушке,

Изображение по собственному замыслу богородских животных, передавая их движение,

Беседа, практическая работа

19.


Декоративное рисование. «Жостовские цветы».

Сведения о Жостовской росписи

Роспись «подносов» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. размещение узора не только в центре, но по углам и на сторонах.

Беседа, практическая работа

20.


Декоративное рисование. «Жостовские цветы».

Сведения о Жостовской росписи

Роспись «подносов» (вырезанные из цветной бумаги разной формы) по мотивам жостовской росписи. размещение узора не только в центре, но по углам и на сторонах.

Беседа, практическая работа

21-24


Рисование «Украшение марийским орнаментом одежды».

Марийские народные орнаменты

Украшение одежды марийским орнаментом

Беседа, практическая работа

25-26.


Декоративное рисование. «Что за дивные узоры».

Кружевные изделия

рисование узоров из знакомых форм.

Беседа, практическая работа

27-28.


Декоративное рисование. «Шаль для красавицы Весны…» (коллективная работа, «холодный» батик).



Составление композиции узора; колорит цветов

Беседа, практическая работа

29-30.


Декоративное рисование «Украшения из бересты».

Изделия из бересты.

Составление узора для туеса из простых элементов узора (листьев, бутонов, цветов), расположение их на полосе, путём свертывания полосы (когда краска высохнет)

Беседа, практическая работа

30 -33


По замыслу.

декоративно-прикладное искусство.

Выполнение узора на силуэте.

Беседа, практическая работа

Методическое обеспечение программы

Этапы развития навыков декоративного рисования.


Репродуктивный этап.


  • Знакомство со знаками и их значением.

  • Расшифровка знаков в целостной композиции.

  • Составление узора из отдельных знаков.

  • В свободное от занятий время - дидактические игры, декоративные загадки и т.п.


Конгвитивный этап.


  • Тематические занятия.

  • Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, образцов и т.п.

  • Домашние задания.


Виды орнамента

1. Растительный

2. Геометрический

3. Зоомоцный


Способы работы с кистью


  1. Концом кисти;

  2. Всем ворсом;

  3. Постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом;

  4. Прикладыванием;

  5. Примакиванием;

  6. Гладью;

  7. Нетрадиционные;

  8. Тычком.


Правила рисования краской.


  1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

  2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

  3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

  4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.

  5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).

  6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

  7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.


Правила рисования карандашом.


  1. Карандаш нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сильно не сжимая, не близко к отточенному концу.

  2. Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

  3. Линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

  4. Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

  5. Предметы круглой формы надо рисовать одним движением руки туда-обратно.

  6. Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда-обратно.

  7. При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

  8. При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

  9. Закрашивать рисунок без просветов.

  10. Закрашивая рисунок, нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо нажать, если нужно закрасить посветлее.

Этапы работы с глиной.


I этап

Изделие вылепливается и высушивается;


II этап

Высушенное изделие тщательно оправляется (заглаживается) влажной салфеткой;


III этап

Оправленное изделие обжигается, грунтуется, расписывается.


Основные способы лепки.


1. Конструктивный способ - лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением.


2. Пластический способ - лепка из целого куска глины.


3. Комбинированный способ - лепка с применением пластического и конструктивного способов.


4. Ленточный способ - служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т.д.).


5. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из глины.


6. Способ выбирания глины стекой.


При присоединении частей изделия используются приёмы: прижать, примазать, вдавить, загладить.

Последовательность лепки народных глиняных игрушек


Последовательность лепки гжельской собачки.

  1. Скатывание шарика.

  2. Превращение шарика в толстую лепёшку.

  3. Наметить головку путём легкого нажатия пальцами на глину.

  4. С противоположной стороны намечаем туловище и хвост.

  5. Под головкой одним движением пальца намечаем лапы.

  6. С двух сторон головы вытягиваем ушки.

  7. Вытягиваем нос собаки.

  8. Формируем шею, поворачиваем фигурку.

  9. Вытягиваем лапы сидящей собаки, формируем хвост и уши.

10. Осматриваем фигурку. Мокрыми пальцами сглаживаем неровности на поверхности фигурки.

Последовательность лепки гжельской кошки.

  1. Скатывание шарика.

  2. Скатывание лепёшки с выделением головы.

  3. Вытягивание лапок.

  4. Вытягивание хвоста и ушей.

  5. Подворачивание хвоста и его плотная примазка к туловищу.

  6. Уточнение деталей.


Последовательность лепки Полкана - кентавра

(каргопольская игрушка).

  1. Выполнить верхнюю часть туловища (торс) и плоскую голову на толстой шее.

  2. Лепить туловище коня.

  1. Торс соединить с туловищем коня, а потом прилепить руки, головной убор и другие предметы, сопровождающие игрушку.

Последовательность лепки каргопольской барышни.

  1. Сначала слепить туловище с головой (торс).

  2. Насадить торс на юбку-колокол, слепленную отдельно.

  3. Закрепить на заготовке руки, головной убор, придать положение рукам и дать ей в них чашку, коромысло, каравай хлеба. Фигурка барыни приземистая, крепкая.

  4. Роспись. Кофта расписывается в яркий кирпично-красный, жёлтый цвет, передник обязательно белый, с узором, юбка - более тёмная (кирпичного, темно-зелёного, синего, чёрного цвета). Головной убор - в тон кофты или юбки.


Конструирование дымковской барышни-франтихи.

1. Сначала надо намазать клеем незакрашенную половину круга и свернуть его так, чтобы закрыть её узорчатой половиной. Обжать верхушку конуса.

2. Затем намазать клеем верхнюю часть игрушки и приклеить её (от талии) на обжатую часть конуса.

Последовательность лепки дымковской барышни.


1. Приступая к выполнению барышни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку или ступку (широкий у основания пустотелый корпус), всё время, вертя её в руках для выравнивания стенок.

  1. Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею.

  2. На шее укрепляют шарик - голову.

  3. К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их осторожно сгибают и складывают на талии.

Последовательность лепки дымковского коня.

1. Начинают лепку с большой колбаски, надрезают её с двух сторон. Формируют

ноги коню.

  1. Налепляют на заготовку туловища голову и шею.

  2. Делают конусообразные уши и крученым жгутом - гриву и хвост.

  3. Конь готов. Можно посадить на коня всадника - и готова новая игрушка.

Последовательность лепки дымковского индюка.

1. Основу игрушки лепим в форме овала, формируем ноги.

  1. Выполняем хвост. Из большого комка глины катаем шар и затем расплющиваем его в лепёшку, толщина которой около 1 см. Примазываем хвост-лепёшку к туловищу.

  2. Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху (как делали руки барышне).

  3. Делаем детали: гребень, бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.

  4. Оформляем оборками крылья и хвост.




Последовательность лепки гжельской собачки.

  1. Скатывание шарика.

  2. Превращение шарика в толстую лепёшку.

  3. Наметить головку путём легкого нажатия пальцами на глину.

  4. С противоположной стороны намечаем туловище и хвост.

  5. Под головкой одним движением пальца намечаем лапы.

  6. С двух сторон головы вытягиваем ушки.

  7. Вытягиваем нос собаки.

  8. Формируем шею, поворачиваем фигурку.

  9. Вытягиваем лапы сидящей собаки, формируем хвост и уши.

  10. Осматриваем фигурку. Мокрыми пальцами сглаживаем неровности на поверхности фигурки.

Последовательность лепки гжельской кошки.

  1. Скатывание шарика.

  2. Скатывание лепёшки с выделением головы.

  3. Вытягивание лапок.

  4. Вытягивание хвоста и ушей.

  5. Подворачивание хвоста и его плотная примазка к туловищу.

  6. Уточнение деталей.


Как получить шарообразную, цилиндрическую форму и преобразовать их.


Как получить шарообразную форму.


  1. Раскатать кусочек глины круговыми движениями;

  2. Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности;

  3. Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев; при таком способе
    получаются очень маленькие шарики.


Как получить цилиндрическую форму.


  1. Раскатать кусочек пластилина (глины) в ладонях продольными движениями туда - обратно;

  2. Раскатать кусочек глины одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями;

  3. Раскатать кусочек глины кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.


Как преобразовать форму шара.


  1. Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать в овоид или эллипс;

  2. Оттянуть с одной стороны;

  3. Раскатать и при необходимости согнуть;

  4. Сплющить между ладонями в диск;

  5. Раскатать в конус;

  6. Сплющить с одной стороны в полусферу;

  7. Сделать углубление пальцами или карандашом.


Как преобразовать форму цилиндра.


  1. Свернуть в кольцо;

  2. Скрутить в спираль;

  3. Сплющить с ленту;

  4. Раскатать в конус;

  5. Свить или сплести 2-3 колбаски.


Легенды и сказки для знакомства детей с русским декоративно-прикладным искусством.


Легенда «Откуда появились знаки в рисовании»

(Знакомство со знаками народных орнаментов)

I вариант. Учитель. Послушайте, какую интересную историю мне поведал прапрадедушка.

Давно это было, так давно, что самые старые люди знают об этом только понаслышке от своих дедов и прадедов. Там, где сейчас города стоят, раньше леса тянулись, такие густые и дремучие, что в них заблудиться можно было. А в тех лесах обитали всякие чудища. Кто выезжал из дому и ехал по дороге через лес, с тем всегда случались ужасные вещи.

Надоело людям терпеть эти безобразия, и решили они попросить покровительства у Солнышка. Любило ясное Солнышко людей, заботилось о них, за это и от людей были ему и почет, и слава. Забрались люди на гору и начали петь, помощи просить.

Солнышко, ведрышко!

Выгляни в окошечко.

Твои детки плачут,

Помощи просят.

Выглянуло Солнышко и спрашивает: «Чего вы желаете, дети мои?». Люди ответили ему: «Покровительства твоего просим. Совсем нас чудища замучили, житья от них нету». - «Хорошо, так уж и быть, помогу вам. Пошлю я на землю своего старшего сына - богатыря Лучика».

Смотрят люди, видят: с неба спускается богатырь - Лучик-старший, весь в сверкающих доспехах, с золотым щитом и мечом. Так сверкает, что глазам смотреть больно. Идет по лесу и мечом размахивает. Увидали его чудища лесные и давай убегать со всех ног в разные стороны. Поблагодарили люди Лучика и Солнышко, и с тех пор, чтобы отпугивать чудищ и злых духов, на одежде и оружии они изображали Солнце.

Учитель показывает таблицы с изображением различных знаков традиционных народных орнаментов, раскрывает семантику каждого знака. Вместе с детьми рассматривает иллюстрации русских народных костюмов в книгах. Обращает внимание детей на особенности вышивки одежды. Предлагает детям пластины, на которых они будут изображать знаки, выдавливая рисунок стекой. Поощряет тех, кто самостоятельно составляет композиции.








Сказка о богатыре Иване.

(Знакомство со знаками и элементами народных орнаментов)

II вариант. Учитель. Давным-давно жили на русской земле могучие богатыри. И слагал народ легенды о том, как они столетние дубы с корнями выворачивали да с ведьмами сражались. Как спешили на выручку, когда на Русь нападал враг. Как помогали им в разных подвигах небесные покровители. Жил в это время богатырь Иван, и была у него силища такая, что мог прут железный рукой согнуть.

Вот однажды случилась на Руси беда: напали на ее землю иноземцы, начали Русь-матушку грабить, людей в плен уводить, семьи разлучать. Не знали наши предки, что делать. И вот однажды до них дошел слух о том, что далеко на Севере живет могучий богатырь Иван. Собрали они в дорогу самых мудрых старцев и отправили их просить помощи у богатыря русского.

Долго шли старцы, много лаптей истоптали и наконец пришли в село, где жил Иван. Увидели его старцы, пали на колени и стали просить помощи, защиты от проклятых захватчиков.

Иван стразу согласился, попросил свою мать Марью собрать его в дорогу. Плакала она, когда провожала единственного сына в путь. Пришел Иван на поле битвы и видит: русских воинов нет, а враги радуются в предвкушении победы. Не стерпел богатырь такого унижения, взял меч и давай крушить врагов. Отступили вражеские полчища. Но не отошли далеко, начали думать, как богатыря погубить. Решили они Ивана в ловушку заманить. Собрали своих воинов и напали на Ивана, когда он спал, окружили его и убили.

Ждет матушка, плачет, причитает. Видит, что сынок ее долго домой не возвращается, и решила выяснить, что с ним случилось. Собралась в путь-дорогу, идет и у добрых людей спрашивает, не видал ли кто ее сына Иванушку. Показали ей место, где лежит тело Ивана-богатыря. Увидела мать мертвого сына и зарыдала. Три дня и три ночи плакала она над телом и просила помощи у небесных покровителей. И вот на четвертый день земля содрогнулась, море синее взволновалось, звери разбежались, и горы попрятались. Пошел сильный дождь и оживил богатыря Ивана. Развернул богатырь могучие плечи, взял меч и прогнал врагов с русской земли.

Увидали люди это чудо и с тех пор на одежде и других вещах вышивают, рисуют дождь и воду, чтобы давала она силу и оживляла мертвых…

Посмотрите, как по-разному люди изображали влагу. Показывает различные способы изображения воды. Вместе с детьми рассматривает их и сравнивает изображения воды с элементами орнамента, которым украшены дымковские игрушки. Предлагает расписать кошму богатырям.

После ознакомления со знаком воды учитель предлагает детям рассмотреть таблицы с вариантами изображений различных знаков.









Сказка «Семь Катерин»

(Знакомство детей с вологодским кружевом)

Ребята, вы любите слушать сказки? Хотите, я вам расскажу необычную сказку? Тогда садитесь поудобней и слушайте.

Рассказывают, что царь Петр частенько в заморские страны ездил. Любил своими глазами посмотреть, как и что. Прикидывал, где чему хорошему поучиться. Однажды приезжает к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведет, показывает разные диковины.

-Жаль мне тебя, царь Петр, - говорит, - живешь ты среди темных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни, вот, какие мастерицы в моем королевстве имеются. И показывает скатерть кружевную. Царь Петр посмотрел на скатерть и засмеялся:

-Где же вы в своей стране видели березки да ромашки. Это русское кружево из моей страны.

-Быть того не может! - вскричал король и стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать. Но смотри, не смотри - береза березой и останется. Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались:

-Виноваты, ваше королевское величество! Ох, виноваты! Не вели казнить, вели миловать! Не наших это мастериц дело, у русских кружевниц куплено - у семи Катерин. Лучше их никто кружева не плетет, богаче узора нигде не найдешь…

-Что еще за семь Катерин? Опять меня обмануть хотите? - разгневался король заморский. Тут уж царю Петру пришлось за купцов заступиться.

-Есть, - говорит, - в моем царстве такие кружевницы. Слышать я о них слышал, хоть видеть, никогда не видел.

А заморский король разошелся - и царю Петру веры нет.

-Не поверю, - кричит, - пока своими глазами не увижу! Покажите мне этих Катерин! Едем к ним сию же минуту!

Ну царям сборы не долги. Приказали лошадей запрячь, да и поехали. Впереди - стража, позади - стража на тот случай, если разбойники нападут.

Начали путь в коляске, а потом в сани пересели, в собольи шубы оделись. Едут, едут. Смотрят, на- встречу возок ползет. В нем - купец с узлом на коленях. Спрашивает его королевский стражник:

-Добрый человек, не укажешь ли нам путь к семи Катеринам - кружевницам.

Купец рассказал, как проехать, да и говорит:

-Я вот от них возвращаюсь. Занавески купил. Может, взглянете.

Развернул купец занавески. Все они так и ахнули. На каждой из них целая сказка выплетена. На одной - про Морозко, на другой - про Сивку-Бурку, а на третьей - про Василису Премудрую. Заморский король как увидел занавески, так и закричал:

-Мои! Покупаю!

И бросил купцу кошелек с золотом.

А царь Петр молчит, будто его это вовсе не касается. Двинулись дальше. Навстречу другой возок. В нем тоже купец сидит. И тоже узел держит. Спрашивает его королевский стражник:

-Добрый человек, не скажешь ли ты нам, где семь Катерин живут?

Отвечает купец:

-Знаю, как не знать! Вот за тем леском… я вот покрывало купил у них, не взглянете ли?

Развернул купец покрывало - чудо, да и только! На одной стороне - весна лето догоняет, на другой - зима с осенью в обнимку идут.

Заморский король даже из саней выпрыгнул.

-Покупаю! Покупаю! - кричит, - Казначей, «дай ему целую шапку золота…»

А сам покрывало в охапку - и в сани. Боится, чтобы купец, чего доброго не передумал или царь Петр покупку не перехватил. Еще немного проехали - и до села добрались. Подкатили к дому, где кружевницы живут.

Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, красивые, русые, ясноглазые. Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили. А сами за работу сели. У каждой на подушечке-валике свой узор заплетен: у одной, будто волны под руками струятся, у другой - над небывалыми цветами птицы порхают, у третьей - по всему кружеву звезды рассыпаны…

Дух захватило у заморского короля. Он себя щипать стал, уж не снится ли ему это. Потом заморский король пришел в себя, спрашивает:

-А кто вам узоры дает? Кто их придумывает? Продайте мне все узоры - в убытке не будете.

Отвечают кружевницы:

-Нет у нас никаких узоров. Сказки нам помогают.

Захотел заморский король сказки купить, но они не продаются.

Старшая Катерина говорит:

-Сказки у нас не продажные. Мы их «складываем» по очереди. Что не кружево - то новая сказка…

Царь Петр попросил:

-Расскажите нам. Люблю сказки слушать!

И старшая Катерина рассказала ему сказку, которая называется «Волшебное кружево».

А сказку мы с вами должны сами придумать.

(Дети сами составляют сказку).


«Аленкины кружева».

(Знакомство детей с вологодским кружевом)

Жила-была в лесной деревеньке, за Волгой, бедная вдова Авдотья с дочкой Аленкой. Разумная, бойкая Аленка была, всякая работа в руках ее ладилась. А лучше, да скорее всего - кружева плела. Избенка вдовы стояла возле леса крайняя. Сразу за окнами, на опушке, росли пушистые елочки, стройные березки, за ними стеной могучей поднимался дремучий, старый бор.

Вдова Авдотья часто на богатеев батрачила, Аленку одну дома оставляла. Аленка печь истопит, и корову подоит, а потом сама садится под окно кружева плести. И кружева у нее получались на диво красивые. Узоры редкие.

Случилось как-то Аленке зимой плести, приметила девочка на окне узор затейливый, и очень он ей показался чудесным: завитушки, как листья папоротника, стелились, а между ними цветы снеговые - и все мелкой алмазной пылью покрыто. Вот бы такой свести! Села, пригляделась и давай узор снеговой сводить. Долго работала. Хорош узор получился: те же листья, те же цветы, на снежинки похожие, а все не то! Нет алмазной осыпи, морозного блеска.

Эх, шелку бы сюда! Тогда и узор другим бы стал. Белый шелк, что белый снег, блестит. Да где же бедной девушке шелку купить.

Вздохнула Аленка тихонечко и говорит:

-Наверное такие кружева одна Снегурочка плетет, а больше никто!

Только промолвила, а в окно и стукнул кто-то легонько. И видит Аленка: стоит на снегу девушка в шубке из белых горностаев, в рукавичках узорчатых, в платке голубом. Сама беленькая, голубоглазая и так лукаво на Аленку поглядывает, словно сказать хочет: отвори, мол, подружка.

Аленка с лавки спрыгнула, в сени вышла, дверь на крыльцо отворила. Незнакомка мигом в сенцы вскочила и говорит:

-Что, не сробела? Ты меня только позвала, я вот и тут!

Растерялась Аленка, не поймет, откуда эта девушка, на деревенскую не похожа. А незнакомка засмеялась, как хрустальным звонком зазвенела:

-Да я и есть Снегурочка! Ну, что пригорюнилась? Шелку нет? Получай подарок.

И подала Аленке белый клубочек. Потом быстро сбежала с крылечка и исчезла. То ли за сугроб спряталась, то ли в лес убежала.

А снег звездами-снежинками с неба все сеется и след ее засыпает. Ушла гостья, будто ее и не было.

Вместе с этим шелком и вошло довольство в бедную избенку вдовы. Сколько ни плела кружев Аленка, но клубок словно и не убавляется. А кружева такие получались, что залюбуешься. Деньги за них хорошие платили. Но в народе молва пошла: кружева, дескать, не простые, а волшебные. Примечать стали: иные купят и не нахвалятся, а другие - ругаются. У иных век носи - не износишь, а у других - на глазах тают.

Услышала о чудесных кружевах одна барыня. Была она жадная да жестокая, скупая. Девушек своих крепостных била, секла. Люди из-за ее жестокости слезами умывались.

Вот эта барыня прикатила как-то в карете к бедной вдове. Распахнул лакей дверцу кареты - сама барыня вышла. Дородная, высокая, в богатой шубе. Нагнувшись, чтобы прическу не сбить, ступила через порог. Вдова с Аленкой кланяются в пояс. А барыня и говорит:

-Слыхала я о твоих кружевах. Ну-ка покажи мне их, мастерица!

Аленка вынула из сундука кружева, расстелила их в избе. Словно снежными узорами лавки и стол накрыла. У барыни дух захватило:

-Все продай,- говорит.- Все куплю!

А среди кружев был и подзор заветный. Его Аленка почти полгода плела и решила никому не продавать. Хотелось девушке в приданое себе тот подзор сохранить.

-Нет, - ответила Аленка, - все могу продать, кроме этого подзора.

-Ах ты, холопка! - кричит барыня. - Да как ты смеешь мне перечить! Не хочешь добром - силой возьму! - хлопнула дверью и ушла.

Вздохнула вдова:

-Ох, Аленка! Как бы беды нам с тобой не нажить!

Приехала барыня домой и стала думать о том, как бы ей кружевницу обмануть. И придумала. Велела позвать Аброську, мужика своего крепостного, жуликоватого. Пообещала злая барыня дать ему вина за то, чтобы у Аленки кружева похитил.

Поклонился Аброська и ушел. Выждал он время, когда вдова с дочерью из дома отлучились, и залез в их избенку, сломал замок у сундука и похитил все кружева Аленкины.

Когда вернулись Аленка с матерью домой, так и ахнули: в избушке все перевернуто и ни кружева, ни клубочка заветного нету.

Опустились руки у Аленки, побелела она, как береза подрубленная, шепчет:

-Неужто по барскому наущению кто выкрал?

Схватила платок и кинулась за дверь.

Мать ей кричит вдогонку:

-Куда ты, Аленка, куда?

А она:

-Прощай, матушка! К Снегурочке в гости пойду!

Только и сказала. Легко спрыгнула с крылечка, забежала за елку, другую и скрылась.

Побежала Аленка через сугробы в лес дремучий. В чащу попала и заблудилась. Уж и рада бы домой вернуться, да дороги найти не может. Прислонилась Аленка к елочке зеленой, пушистой и вдруг видит: зайка ей лапкой машет - иди за мной. И побежал. А где он прошел, там легла тропинка ровная, расступились сугробы. Вывел зайка Аленку на поляну. Глядит Аленка и глазам своим не верит. Стоит на полянке теремок льдистый, весь в огнях цветных, в искорках, в звездах, а из окна Снегурочка ей улыбается:

-Пришла? Иди скорее, Аленушка! Гостьей дорогой будешь!

Сбежала навстречу ей с крылечка, обнимает. А Аленка горькими слезами заливается и про беду свою и обиду рассказывает. Снегурочка молчит, только брови хмурит. Потом вынула круглое серебряное зеркальце и сказала:

-Смотри!

И видит Аленка в зеркале: сидит злая барыня и в сундук Аленкины кружева укладывает.

Сверкнуло зеркало в руках Снегурочки, как звезда, и вдруг видит Аленка: завертелся чудесный шелковый клубок в руках у барыни и давай ее всю обматывать белой снеговой, холодной нитью. Та руками рвать нить, да не тут-то было! Кричать, а у самой слова в горле застревают. А холодные нити вьются и вьются и скоро всю барыню обмотали. И превратилась она в снежную бабу. Замерзла. А кружева чудесные исчезли, будто их и не было. Отвела глаза Аленка от зеркала…

Поняла, что наказала барыню Снегурочка за жадность и злость.

А весной, когда растаяли снега, набухли березовые почки и робкий голубой подснежник выглянул из талой земли, вернулась домой Аленка домой к матери. Еще лучшей мастерицей стала. Ведь учила плести кружева чудесные сама Снегурочка-кружевница.

Ну как? Понравилась вам кружевная сказка? А что нового вы узнали?


Сказка для знакомства детей с Городецким промыслом.

«Давным-давно на берегу Волги в городе Городце жил один мастер. Лучше всех он умел делать разные изделия из дерева. И была у него невеста - такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Она тоже была большая мастерица: умела рисовать красивые узоры на деревянных досках, блюдах, прялках. В этих узорах были красивые цветы - голубые и розовые, зеленые листья. Работали мастер и его невеста радостно, весело, и изделия у них получались радостные, светлые, они согревали душу людям, веселили их.

Но вот однажды нависла над Городцом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, окружили его, хотят захватить. Храбро сражались жители за свой город, не пустили врагов за городские стены. Тогда враги решили осадить непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи.

Стали думать жители Городца, как им быть. Нужно бы за подмогой послать в соседние города. Да как из города выбраться? Враги за всеми входами-выходами следят, даже мышь из города не проскользнет. И вот тогда вызвался наш мастер пойти за подмогой. Был у него вороной конь, быстрый как ветер…». А дальше сказку придумаем вместе. Молодцы, интересная сказка у нас с вами получилась.


Легенда для знакомства детей с искусством Хохломы.

I вариант. В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда в миг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…


II вариант. Говорят в давние времена в Москве жил талантливый мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но еще больше любил он свободу. Но однажды покинул он царские палаты и поселился в глухих керженских лесах. Избу поставил и занялся своим ремеслом. Хотел мастер, чтобы его искусство стало всем родным, как простая русская песня, и чтобы в нем отразилась красота русской природы. И стал он рисовать пышные яркие цветы и тоненькие веточки.

Вскоре слава о мастере разнеслась по всей земле. Стали люди приезжать да красотой любоваться. Избы рубили и селились рядом. Слава о мастере донеслась и до государя. Приказал он отряду стрельцов найти беглеца и вернуть в Москву. Но народная молва летела быстрее стрелецких сапог. Узнал о беде мастер, собрал своих односельчан и раскрыл секреты своего мастерства. А утром, когда царские посланцы вошли в село, они увидели, как ярким пламенем горела изба чудо-художника. А самого художника, как ни искали, нигде не нашли. Но остались от художника краски, вобравшие в себя жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но осталось его удивительное искусство, в котором отразилась и горячая любовь к людям, и жажда красоты. Знать, кисть у художника была необычной - она была из солнечных лучей.


Легенда-сказка «Откуда в Гжели синий цвет»

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя - и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы - травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».


Сказка-легенда «Цветок - Огонь и цветок «Снежинка».

(жостовский промысел)

Сто крылец, сто колец, сто вестей, сто коней - так начинается наша сказка. Вся земля наша - земля мастеров. Все может человек; превратить дерево в терем расписной, камень - в украшение или в шкатулку, глину - в игрушки забавные или посуду, железо - в подносы, красоты невиданной.

Жил да был на свете мастер. Был он очень трудолюбивый, потому и делал изумительные подносы. Вдруг случилось чудо. Как-то принес ветер к избе мастера два цветка. Один с северной стороны, другой с южной. Пригляделся мастер к ним, а цветы и впрямь были необычные. (Под музыку учитель показывает два цветка: красный и голубой. Спрашивает у детей: какая музыка, какому цветку соответствует?)

Да, ребята, вот это цветок - огонь, а другой цветок - снежинка. Посадил их мастер, у себя дома. Но не знал мастер, что они волшебные. В первый же вечер, как только уснул мастер, а месяц вышел из-за тучи и коснулся их серебряным светом, превратились цветы в красивых девиц-мастериц на все руки. Пока старый мастер спал, красны девицы расписали все подносы. А под утро снова в цветы превратились. Проснулся мастер и чуду невиданному подивился. Кто же так ночью поработал? Но, увидев, что на листьях у цветов краска осталась, догадался, кто ему помог. Попросил мастер цветы, чтобы показали они чудо всем жителям села.

Как взмахнул цветок - огонь, своей шапочкой - разлетелись в разные стороны искры и тут же превратились в цветы и узоры красоты невиданной.

Как упали несколько цветов на подносы, так и засияли там букеты. Второй цветок взмахнул своей шапочкой - разлетелись вокруг серебряные нити, переплелись в сине-голубые цветы, как на ковре.

Оглядитесь вокруг: в нашем классе тоже есть удивительной красоты цветы. Все они вот на этих красивых подносах.

Подходит к подносам и рассматривает их вместе с детьми.


Беседы для детей по знакомству с русским народным декоративно-прикладным искусством


«Золотая Хохлома»


Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они как золотые,

А может, солнцем залитые.


Сегодня я хочу вас познакомить с русским народным декоративно-прикладным искусством - хохломской росписью. Посмотрите на эти изделия и скажите: нравятся ли они вам? Почему они вам понравились? Как вы думаете, что необычного в этой посуде?

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, называют Хохлома.

Хохлома - это название старинного торгового села, куда привозили на продажу расписную деревянную посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? Вы хотите узнать? Тогда слушайте.

В народе сказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Построил мастер дом в лесу на берегу реки Хохломки и начал изготовлять посуду. Один раз прилетела к нему жар-птица. Мужик накормил ее крошками. Птица захотела отблагодарить мужика. Задела она своим крылом простую посуду деревянную и посуда вмиг превратилась в «золотую». С тех пор стал мужик делать посуду и все его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве, и послал царь за мастером царских солдат. Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет «золотой» посуды. А сам исчез…

И стали другие мастера изготовлять «золотую» посуду. Как вы думаете, трудно ли изготовить такую посуду? Конечно, изготовить ее не просто. Изделие надо сначала выточить на станке, затем оно шпаклюется, шкурится, олифится, лудится, т.е. покрывается алюминиевым порошком, подвергается закалке в печи с высокой температурой.

Возьмите любой понравившийся вам предмет и посмотрите на него. Какие цвета использовал художник? Правильно, есть черный, красный. Встречается зеленый, но больше всего золотого цвета. Теперь вы понимаете, почему хохлому называют «золотой». А какие узоры использовал художник? (В узорах есть разные ягоды, листья (чаще всего тройные), декоративные цветы). А вот этот элемент, который чаще всего встречается, называется «травка». Из травки художники составляют самые разные композиции. Из «травинок» составляют даже изображения птиц и рыбок. Посмотрите, как плавно изогнуты ветки с ягодами, листьями, цветами. «Трава» занимает все пространство между ними. Она легкая, изогнутая или похожа на завитки с острыми кончиками («как осока на ветру»). Узор занимает почти всю поверхность изделия. Край изделия украшен прямой каймой.


И чего здесь только нету:

Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

И нигде на свете нет таких соцветий.


Особенно красивой росписью украшали предметы, предназначенные для торжественных событий: братины, ковши, ендовы.

Давайте вспомним, для чего предназначена эта посуда:

Братина _ русский шаровидный сосуд ХVI - XVII веков из дерева, меди, серебра, золота. Из нее на братничных пирах («на всю братию») разливали напитки по чашам для питья вкруговую. Так же она использовалась как большая чаша для питья и еды.

Ендова - деревянный или металлический древнерусский сосуд ладьевидной формы с широким горлом, с носком или рыльцем, употреблявшийся для разлива напитков на пирах.

Ковш - широкий открытый сосуд с ручкой для зачерпывания жидкости.

Давайте рассмотрим несколько хохломских изделий вместе. (Показ изделий сопровождается чтением стихов).

Вот Ладья: цветущий хвост - корма,

Нос - петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.


Наши ложки хохломские -

Самый лучший сувенир.

С позолотой - не простые

Прогремели на весь мир.


А вот утица по реченьке плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.


А вот поднос.

В нём алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.


Братина солнечна весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто - краснолика.


Сейчас давайте придумаем разнообразные (слова) эпитеты и сравнения к слову «хохлома». Дети придумывают слова («яркая», «красочная», «жаркая», «солнечная», «сочная», «как золото блестит», «как жар-птица горит».)

Хохломские изделия известны на весь мир, а не только у нас в стране.

В конце нашей беседы хочется прочитать вам еще одно стихотворение. Послушайте:

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Откуда пришло название «хохломская роспись»?

Из какого материала делали посуду в Хохломе?

Какие цвета и оттенки используют художники?

Какими элементами расписано то или иное изделие? Покажите их.

О чем напоминает вам роспись?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?

Какое настроение создают у тебя эти изделия? Не правда ли, еда в такой посуде покажется особенно вкусной?



































Художественное слово о Хохломе.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий,

Всех чудес чудесней наша ХОХЛОМА!


Терем, терем, теремок.

Он не низок, не высок

Расписные здесь завалинки,

С хохломским узором ставенки,

Солнце светит поутру,

Звери к терему идут.


ХОХЛОМА, ХОХЛОМА,

Наше чудо дивное.

Мы рисуем хохлому,

Красоту невиданную.

Рисовали травку

Солнечною краской,

А цветы-огоньки

Красной краской от зари.

Сколько здесь прекрасных чаш -

Это Вам подарок наш!


Кисть хохломская, большое спасибо!

Сказывает сказку для радости жизни!

Ты, как душа у народа красива!

Ты, как и люди, служишь Отчизне!

В.Боков


Хохлома, Хохлома!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Стоит студёная зима,

Снежинки кружит буйный ветер,

А золотая Хохлома

Напоминает нам о лете.

Ладья: цветущий хвост - корма,

Нос - петушиная головка.

Плывёт по лесу Хохлома,

Расписанная очень ловко.

Бочонок солнечен весьма,

На нём цветы и земляника.

Семёновская Хохлома

Вся золотисто - краснолика.

В тарелочках не полутьма,

Не сумрак в вазах и солонках;

Напоминает Хохлома

Родную, милую сторонку!

Н.Глазков


Хохломская роспись -

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Шёлковые всплески

Солнечно-медовой

Золотой листвы.

У красы точёной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд.

П.Синявский


Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют ХОХЛОМОЙ!


ХОХЛОМА, ХОХЛОМА -

Разукрашу все дома.

А потом всю улицу,

Петуха да курицу!


Бабка деда до обеда

Заставляла рисовать -

Ведь в красивую посуду

Щи приятно наливать!

Вся деревенская краса

Вот так и мечется в глаза!

Тут груды чашей и горшков,

Корчаг, бочонков, кувшинов,

Там лыки, вёдра и ушаты,

Лотки, подойники, лопаты…

На мой товар полюбуйтесь,

Только не торгуйтесь!

Ложки золочёные, узоры кручёные.

Братина солнечна весьма!

На ней цветы и земляника.

Семёновская хохлома

Вся золотиста, краснолика!

А вот поднос.

В нём алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы,

Шелковые всплески

Золотой листвы.

Вот ладья: цветущий хвост - корма.

Нос - петушиная головка.

Плывёт по лесу хохлома,

Расписанная очень ловко.


Надою я молока,

Напою котёнка.

Разрисую хохломою

Милую Бурёнку.


Простые по форме, а радуют взор.

Богат и наряден чудесный узор.

По золоту фона затейливой змейкой

Орнамент здесь вьётся

Попробуй, сумей-ка…

А где-то кудрины по чёрному полю

Мерцают как звёзды

В небесном раздолье.

Наши ложки хохломские -

Самый лучший сувенир.

С позолотой - не простые

Прогремели на весь мир.


А вот утица по реченьке плывёт,

Выше бережка головушку несёт.

Чёрным крылышком помахивает,

На цветы водицу стряхивает.


Я всё небо разрисую,

Разрисую хохломой.

Пусть все лётчики летают

Под такою красотой.


Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка-мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива.

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

П.Синявский


«Сине - голубое чудо»


Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.


Сегодня я приглашаю вас в сине-голубую сказку. Почему она так называется? Сейчас вы сами поймете это.

Посмотрите, сколько здесь разной посуды. Какую посуду вы здесь видите? Да, здесь и чашки с блюдцами, и вазы для фруктов, и большие блюда, и чайники. А вот красивый молочник.

Вся посуда разная. Но есть в ней и что-то общее. Что? Правильно, вся посуда украшена сине-голубым узором, расположенным на белом фоне. Называется эта посуда гжельской, потому, что сделана она на фарфоровом заводе, который находится в селе Гжель Московской области.


Есть в Подмосковье такое местечко

Белая рощица, синяя речка.

В этой негромкой российской природе

Слышится эхо волшебных мелодий.

И светлеет вода родниковая,

И дыхание ветра слышней.

Расцветает Гжель васильковая,

Незабудковая Гжель!

П.Синявский


Именно в Гжели зародился этот промысел более 400 лет назад. Он объединил мастерские, расположенные в 30 селах в районе Гжели, в 60 км от Москвы. В этом районе умельцы нашли белую глину и стали лепить из нее самую разную посуду. Посуда украшалась лепными деталями. Посмотрите, на крышке этой масленки вместо ручки причудливые завитки. Иногда встречаются и фигурки людей и животных, украшающих какое-то изделие. А вот эта ваза похожа на лебедя, плывущего по реке.

Узор на всех изделиях выполнен синей или голубой краской. Откуда взялся этот цвет? Мастера Гжели рассказывают, что этот цвет им подарила река Гжелка, синие полевые цветы, синие тени на белом-белом снегу. А еще есть такая легенда - сказка.

«Пошли как-то девушки, живущие в селе Гжель, полоскать белье на речку. А в речке небо отражается. Река синяя - и небо синее в ней. Показали девушки мастерам красоту такую. И решили, что такого синего неба нигде в мире не найти. Вот тогда-то и стали расписывать мастера свои изделия всеми оттенками синего цвета, словно старались оставить частичку синего неба на посуде. А узоры для росписи брали у природы - травинки, былинки в поле, цветы на лугу и в саду».

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно с севера пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Посмотрите, какие узоры встречаются на этих изделиях особенно часто? Давайте рассмотрим их. Вот на этом кувшине и этой вазе гирлянда из небольших листьев с тонкими, закрученными, вьющимися усиками. А на этом молочнике, на чайнике и еще на вазе - гирлянда с крупным цветком, с гжельской розой. Встречаются еще геометрические орнаменты в виде сети.

Гжельские квасницы, кружки, тарелки, кувшины, цветочные горшки пользовались спросом во многих городах российских. Полюбилась людям такая посуда и стали они ее называть «сине - белое чудо», или «нежно-голубое чудо».

Голубизну небесную,

Что сердцу так мила,

Кисть мастера на чашечку

Легко перенесла!

Гжельские изделия всегда легко отличить: они сделаны из белой глины и расписаны голубовато-синими широкими мазками, воспроизводящими цветочные композиции или сценки из народной жизни. В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки или группа фигурок высотой от 5 до 20 см, изображающие персонажей народных сказок, сюжетных или бытовых сценок, а также детские игрушки.

По сей день недалеко от Москвы средь лесов и полей стоит старинный русский городок Гжель. Работают в нем внуки и правнуки известных мастеров. Продолжают славную традицию - лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

На весь мир прославили свой любимый край мастера. Всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

Гордятся в Гжели жители

Небесной синевой,

Не встретите на свете Вы

Красоты такой!

П.Синявский


Я предлагаю вам посмотреть видеофильм «Чудо Гжели» о гжельской керамике.

Дополнительные вопросы к детям во время беседы:

Чем отличаются изделия гжельских мастеров? Из какой глины они изготавливаются?

Почему Гжель называют сине-голубой?

Какую посуду делали гжельские мастера?

Что вылепил мастер и как украсил свое изделие?

Какое изделие вам больше всего понравилось? Почему?

Если бы вы были мастерами, то какое изделие изготовили бы и как его расписали?


Художественное слово о Гжели.






если материал вам не подходит, воспользуйтесь поиском
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал